Кто должен выдавать справки о составе семьи

Обязанность УО/ТСЖ выдавать справки О регистрации,О составе семьи

Кто должен выдавать справки о составе семьи

Обязанность УО/ТСЖ/ЖСК выдавать справки формы 7 и формы 9
Нередко граждане и, более того, органы государственной власти, обращаются в ТСЖ, ЖСК и управляющие организации за справками и выписками из домовых книг о проживающих в определенной квартире членах семьи либо о зарегистрированных в помещении по определенному адресу. Чаще всего речь идет о так называемых информационных справках «О регистрации», «О составе семьи» (форма № 9), «Характеристика жилого помещения» (форма № 7), а также о поквартирных карточках (форма № 10) и выписок из домовых (поквартирных) книг (форма № 11). Разберемся, законны ли требования о предоставлении таких справок.

НПА, обязывающие выдавать справки
Основными актами, регламентирующими процедуру выдачи соответствующих справок, являются:
1) Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 (далее — Правила № 713).
2) Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984 (Зарегистрировано в Минюсте России 05 апреля 2018 г. № 50635) (далее — Административный регламент).
Обращаем внимание, что Приказ ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» с 16 апреля 2018 г. утратил силу и с 17 апреля 2018 г. применяется Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984.

Справки о зарегистрированных гражданах
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г.

№ 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.

1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
В соответствии с п. 2 Правил № 713 органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документовдля регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным Правилами № 713 (п. 4 указанных Правил № 713). Согласно перечню, к таким ответственным относятся:

  • Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.
  • Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
  • Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.
  • Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.

Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2014 г. № 809 изменено наименование перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов. До внесения изменений он именовался — перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию. С 2014 г.

указанные в перечне организации самостоятельно регистрацию не осуществляют, осталась только обязанность передавать имеющиеся у них сведения в установленный законом срок.

Таким образом, собственники, самостоятельно управляющие своими домами, ТСЖ, ЖСК, УО (далее — управляющие организации) являются ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.

Управляющие организации не осуществляют регистрационный учет, а выполняют своеобразную роль посредников между гражданами и органом регистрационного учета.

Управляющие организации не обладают информацией обо всех зарегистрированных гражданах и снятых с регистрации, поскольку регистрация возможна и через иные организации (непосредственно через регистрирующий орган, МФЦ, отделы вселения и регистрационного учета, жилищные агентства и др.). Предоставление справок в таком случае будет носить явно недостоверный характер.

Данный вывод подтверждает и анализ норм Административного регламента.
Так, п. 23 Административного регламента установлено, что государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется органами регистрационного учета.

В соответствии с п. 24 Административного регламента в предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии, и организации федеральной почтовой связи.

Основанием для начала административной процедуры является подача лично заявителем заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформленных надлежащим образом на бумажном носителе ответственному лицу с представлением документов, предусмотренных пунктами 40, 41, 44-50 Административного регламента (п. 90 Административного регламента).
Заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета представляются ответственному лицу либо в орган регистрационного учета по месту нахождения жилого помещения за исключением случая, предусмотренного подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента (п. 92 Административного регламента).
Отметим, что после приема у гражданина подготовленного комплекта документов ответственные лица обязаны в течение трех календарных дней передать их в орган регистрационного учета (пп. 93.4 п. 93 Административного регламента). Управляющая организация не подготавливает документы на регистрацию (снятие с учета), она их только принимает и передает.
Особое внимание обратим на то, что в соответствии с Административным регламентом с 17 апреля 2018 г. отменены домовые (поквартирные) книги (форма 11), поквартирные карточки (форма 10), а также карточка регистрации (форма 9). Следовательно, к компетенции управляющих организаций не относится ведение книг регистрационного учета, домовых книг (которые отменены), выдача справок и иных документов, касающихся регистрации граждан Российской Федерации.
Вместо форм 9,10,11 должны выдаваться свидетельства о регистрации по месту жительства или пребывания (формы 8 и 3).
Соответственно, нотариусы, банки и иные органы не могут больше требовать подобные справки, поскольку выдать их по сути некому.
Что делать с имеющимися домовыми (поквартирными книгами), карточками законодатель прямо не указывает. В связи с отсутствием возможности вести учет и выдавать справки, логичным предполагается передача домовых (поквартирных) книг в органы регистрационного учета или архивы.

Справки о характеристике жилого помещения
Пункт 47 Распоряжения Правительства РФ от 25 апреля 2011 г.

№ 729-р «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме» предусмотрено, что выдача копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства относится к полномочиям соответствующего государственного учреждения субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 50 Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г.

1993-р, выдачу документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов) осуществляют государственные и муниципальные учреждения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Орган, к полномочиям которого относится выдача справок о характеристике жилого помещения и иных подобных справок определяется субъектом Российской Федерации. В г. Санкт-Петербург, например, таким органом является ГКУ ЖА (Жилищные агентства районов г. Санкт-Петербурга).

Что сказал суд?
Необходимо обратить внимание, что вопрос регистрационного учета граждан был предметом рассмотрения, в том числе, Верховного суда РФ, который в Решении от 9 февраля 2018 г.

№ АКПИ17-1007 указал:
«ФМС России (в настоящее время — МВД России) как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий предоставление государственных услуг в сфере миграции и регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, полномочиями по установлению порядка деятельности лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не наделен».
Верховный Суд РФ признал недействующим положение пункта 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. № 288, устанавливающий, что «карточки регистрации по форме № 9 и поквартирные карточки по форме № 10 оформляются при регистрации граждан и хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов».
Основанием явилось то, что оспариваемым положением фактически установлен порядок работы лиц, ответственных за прием и передачу сведений в органы регистрационного учета, деятельность которых Административным регламентом регулироваться не может. Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 10 мая 2018 г. № АПЛ18-144 вышеуказанное решение Верховного Суда РФ оставлено без изменений.
Таким образом, управляющие организации не могут хранить у себя поквартирные карточки и обязаны передать их в соответствующее подразделение МВД России.

Вывод
Есть управляющие организации и сотрудники государственных органов, которые работают «по старинке», не следя за изменениями в законодательстве, не повышая компетенцию сотрудников. Справки, выданные неуполномоченной организацией, информацию достоверно подтвердить не могут, а в случае их выдачи являются недействительными.

Управляющие организации принимают участие в процедуре регистрации, фактически осуществляя взаимодействие с гражданином путем приема необходимого комплекта документов и с органом регистрационного учета по передаче ему этих документов.

Также субъектом Российской Федерации определяются органы, которые осуществляют выдачу справок о характеристике жилого помещения и иных подобных справок.

Управляющая организация не может быть наделена субъектом РФ подобными полномочиями (не является учреждением), законодательством выдача справок управляющими организациями вовсе не предусмотрена, следовательно, и выдавать справки она не может.

Соответственно, справки о характеристике жилых помещений, о регистрации по месту жительства (пребывания), о составе семьи (ранее — справки по форме № 9, 10) и иные подобные справки управляющие организации не могут выдавать в соответствии с законом, а требования граждан, организаций и государственных органов об их предоставлении незаконны, равно как и требования о предоставлении выписок из документов, которые управляющими организациями не ведутся.
Дополнительно отметим, что до сих пор во многих управляющих организациях сохранены должности паспортистов. В связи с отсутствием права осуществления постановки и снятия с регистрационного учета по месту проживания (пребывания) граждан Российской Федерации, отсутствием доступа к единой информационной базе зарегистрированных граждан, должности паспортистов управляющих организаций номинальны, сфера деятельности паспортистов ограничена одной функцией – прием и передача документов в орган регистрационного учета. Справок по требуемым формам паспортисты также выдавать не имеют права, соответственно управляющей организации необходимо решить насколько необходима в штате подобная должность и возможно ли осуществление приема и передачи заявлений о регистрации (снятии с регистрационного учета) иными работниками организации.

Источник: http://geosts.ru/glavnyie-novosti/obyazannost-uo-tszh-zhsk-vyidavat-o-registratsii-o-sostave-semi-vyipisok-iz-domovyih-i-pr/

Какие документы нужны, чтобы взять справку о составе семьи?

Кто должен выдавать справки о составе семьи

Справка о составе семьи – это документ, который обладает юридической силой. В ней указываются все члены семьи, проживающие вместе по конкретному адресу. Данная справка необходима, как правило, в организации, которые занимаются выдачей разного рода пособий.

Поэтому для ее получения необходима полная информация о государственных учреждениях, где ее выдают и какие при этом документы могут понадобиться.

Как правило, справку о составе семьи выдает паспортный стол, так как он располагает информацией о количестве персон, проживающих по данному адресу.

При обращении в другие государственные организации необходимо лично написать заявление, но есть шанс получить отказ в ее выдаче. Но следует отметить, что это противозаконно.

Как взять справку о составе семьи

Для получения справки о составе семьи необходимо заполнить соответствующее заявление и адресовать в государственные учреждения, которые занимаются ее выдачей. И в случае надобности оплатить пошлины для ее получения.

Вот перечень организаций, наделенных полномочиями по оформлению данного документа:

  • паспортный стол, чаще всего обращаются именно сюда;
  • департамент жилья по месту прописки, а именно его паспортное отделение. Это может быть ЖЭК, жилой кооператив;
  • миграционная служба, точнее, ее региональное отделение по месту проживания. На данный момент в этом учреждении выдаются гражданские паспорта и производится регистрация всех лиц, проживающих в необходимом регионе;
  • региональный архив;
  • администрация муниципального образования;
  • многофункциональный центр обслуживания населения;
  • бюро технической инвентаризации;
  • администрация вашего города. Заявку на получение справки можно подать и в электронном виде, зайдя на сайт местного самоуправления. Когда справка будет готова, высылают уведомление. Получить ее может только заявитель лично или его доверенное лицо. Но, к сожалению, данная услуга присутствует не во всех регионах.

Очень часто вместе со справкой о составе семьи может возникнуть необходимость и в архивной выписке. Данный документ выдается только двумя учреждениями – это БТИ или жилищное общество. В нем указываются абсолютно все жильцы, которые когда-либо были зарегистрированы в данном доме (квартире).

Данная выписка необходима при продаже квартиры, чтобы проверить ее юридическую чистоту. Она выдается в течение семи дней с момента подачи заявления, но на деле ее можно получить в течение одного или двух дней.

Следует отметить, что справку о составе семьи не имеют право выдавать такие государственные учреждения, как Регистрационная палата и Росреестр.

Справка выдается, как уже говорилось ранее, в паспортном столе или ЖЭКе. Но как взять полную справку, если, допустим, жена с одним ребенком прописана в другом месте, отличном от фактического места проживания? В данной ситуации необходимо подать два заявления на получение справки. На каждого из супругов и их детей.

Но что делать, если у одного из супругов прописка, вообще, в другом городе? Выход есть и из этой ситуации. Если по месту прописки проживает еще кто-нибудь из родственников, то данному лицу можно самому обратиться в соответствующие органы за данной справкой, а затем просто переслать ее.

Если такого человека нет, то можно заполнить заявку в электронном виде. И как только придет уведомление о ее готовности, необходимо забрать документ лично или доверенному лицу, который будет обязан предоставить доверенность, чтобы получить справку.

Первым делом для того, чтобы выбрать справку о составе семьи, нужно подать письменное заявление. Оно заполняется лично либо по нотариально заверенной доверенности другим человеком. Заявителю нужно иметь ту же прописку, что и в бланке.

Для того чтобы взять данную справку, необходимо иметь при себе такие документы:

  • паспорт или любой другой документ, удостоверяющий личность;
  • письменное заявление на специальном бланке на выдачу справки о составе семьи;
  • если заявитель не зарегистрирован в данном доме, но является его владельцем, то он должен иметь при себе документы, которые доказывают его право на имущество;
  • домовая книга или карточка на квартиру. Если их нет на руках, то они могут находиться в паспортном столе.

К данным документам существует ряд требований:

  • разборчивое написание, чтобы специалист мог их прочесть;
  • они не должны быть повреждены;
  • текст документов не должен подвергаться корректировке, дописываться.

Все документы подаются заявителем лично и в оригинале. После изучения специалист их возвращает.

Справка о составе семьи обязана содержать такие сведения:

  • персональные данные человека, подавшего заявление;
  • наименование государственного учреждения, которое ее выдало;
  • куда она предоставляется. Обычно указывается «по месту требования» (учебы, работы);
  • данные всех прописанных жильцов в этой квартире (доме). Когда они были зарегистрированы по данному адресу, а также в каких родственных связях находятся с заявителем;
  • дата выдачи справки;
  • подписи должностных лиц организации, выдавших справку;
  • печать учреждения;
  • дата оформления по месту жительства, а также необходимо указать степень родства. И дату выписки, если она имеется.

При выдаче справки нужно тщательно проверить всю информацию, которая содержит персональные данные заявителя (ФИО, сведения о дате и месте рождения, серию и номер паспорта, кем и когда выдан, гражданство, данные о несении воинской службы), чтобы не пришлось обращаться за еще одной справкой.

Скачать образец заявления о выдаче справки о составе семьи можно здесь.

Скачать справку о составе семьи (бланк) можно здесь.

Источник: http://UrOpora.ru/roditelskie-prava-i-obyazannosti/kakie-dokumenty-nuzhny-chtoby-vzyat-spravku-o-sostave-semi.html

Мне нужна справка о составе семьи, но ее больше не дают! Почему? А куда теперь идти?

Кто должен выдавать справки о составе семьи

Юристы советуют идти за разъяснениями в прокуратуру, поскольку отказ от выдачи одной из важнейших справок не выносился на широкое обсуждение, никак не анонсировался. Не знают, что делать, не только обычные граждане, но и те органы, которые требуют эту справку.

Что это такое?

Справка о составе семьи (о проживающих, зарегистрированных по месту жительства) — это выписка из домовой книги, в ней содержится информация о лицах, зарегистрированных по месту жительства заявителя.

Эта справка требуется при сделках с недвижимостью, для получения налогового вычета или компенсации на оплату детского садика, для оформления детский пособий, субсидий, льгот для малоимущих и многодетных семей, для записи в очередь на получение социального жилья, при оформлении опеки, при участии практически в любой из государственных программ поддержки.

Что случилось?

С 1 августа 2019 года управляющие организации (управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы) перестали выдавать справки о составе семьи.

«Нас обещали штрафовать за нарушение закона «О персональных данных», — поясняют паспортисты УК.

По словам председателя ТСЖ «Стометровка» Татьяны Глухих, за выданную справку штраф для управляющих компаний может составить 160 тыс. рублей, для ТСЖ — 60 тыс. рублей.

Такую справку выдавали ТСЖ и УК. Нигде больше (в том числе в «паспортных столах» — отделениях управления федеральной миграционной службы (УФМС) даже бланков таких нет.

О штрафах для ТСЖ и УК и необходимости соблюдать закон «О персональных данных» представителям управляющих организаций и ТСЖ рассказали сотрудники Роскомнадзора по Пермскому краю. Поэтому у многих сложилось впечатление, что именно Роскомнадзор запретил выдавать справки.

По словам начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Анатолия Устюжанина, «никаких запретов» Роскомнадзор не давал, только провел обучающий семинар для представителей управляющих организаций в середине июля 2019 года.

Тема семинара — «Доведение основных положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

По словам Анатолия Устюжанина, разъяснения Роскомнадзора основаны на решении Верховного Суда РФ, которым фактически наложен запрет на выдачу таких справок управляющими организациями. Что за решение суда, Анатолий Устюжанин не смог уточнить.

https://www.youtube.com/watch?v=nX6uF0a2K5Q

По словам юриста Виталия Степанова, речь идет о решении Верховного Суда РФ от 9 февраля 2018 г. № АКПИ 17–1007.

Этим решением признано недействующим положение пункта 84 Регламента № 288, по которому управляющие организации и ТСЖ обязаны хранить карточки регистрации и поквартирные карточки, передавать информацию в миграционную службу, выдавать выписки из домовых книг.

Такой типовой отказ УК, ТСЖ будут давать в ответ на заявления собственников о получении справок

Председатель ТСЖ «Макаренко, 44» Светлана Зотина лично столкнулась с этой проблемой. Многофункциональный центр (МФЦ) отказал ей в выдаче справки о зарегистрированных. В МФЦ пояснили, что наниматели муниципального жилья могут обращаться за такими справками к ним, а собственники — нет, так как выдача таких справок собственникам не предусмотрена.

Светлана Зотина, председатель ТСЖ «Макаренко, 44»:

 — Я обратилась в управление МВД как председатель ТСЖ. Управление миграционной службы является структурой МВД. Ответ ясности не принес. Обратилась туда же как частное лицо, ответа не получила вообще (отсылала почтой России).

В «паспортных столах» (отделениях федеральной миграционной службы) поясняют, что справка о составе семьи — документ несуществующий, она «утратила свою силу» и «получить ее невозможно».

По словам директора агентства недвижимости «Твой дом» Дмитрия Клементьева, проблема особенно актуальна для их отрасли, потому что при сделках с недвижимостью справки о зарегистрированных обязательны. До августа 2019 года паспортисты УК и ТСЖ продолжали выдавать их. Отдельные и сейчас выдают (вероятно не получавшие разъяснений или информации от коллег).

Дмитрий Клементьев не исключает, что какие-то сделки могут быть сорваны из-за правовой неопределенности. «Справки нужны нам, агентствам, для проверки документов перед сделками.

Они вместе с другими документами позволяют выявить наличие лиц, сохраняющих право пользования, выявить риски в виде отказников от приватизации или жильцов, находящихся в местах лишения свободы.

Также они необходимы банкам для одобрения объектов при выдаче ипотечных кредитов, и нотариусам для проведения сделок», — пояснил он.

Что делать, если справку требуют?

Можно попытаться получить эту справку на портале госуслуг, но пользователи соцсетей уже сообщают, что не получается, приходит отказ.

По словам работников МФЦ, если справку требует муниципальный или государственный орган, ресурсоснабжающая или иная организация, то сотрудники этого органа или этой организации сами обязаны сделать запрос в миграционную службу или ЗАГС (смотря что им надо).

Таким образом, соцзащита, нотариусы, банки должны самостоятельно запрашивать эту информацию, а не отправлять жителей в неизвестность за уже несуществующими справками.

«Вот только сотрудники органов опеки, банков, соцзащиты и других организаций об этом не знают до сих пор», — пояснила Светлана Зотина.

По словам юриста Виталия Степанова, в этой ситуации имеет смысл обратиться в прокуратуру, которая может инициировать процесс корректировки действующих регламентов оказания соответствующих государственных услуг и четкого установления ответственных за выдачу таких справок лиц.

Источник: https://properm.ru/news/society/173398/

Мне нужна справка о составе семьи, но ее больше не дают! Почему? А куда теперь идти?

Источник: http://standartpm.ru/2019/08/07/%D0%BC%D0%BD%D0%B5-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B5-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8-%D0%BD%D0%BE-%D0%B5%D0%B5/

Кто выдает справку о составе семьи в России в 2020 году

Кто должен выдавать справки о составе семьи

Справка о составе семьи – юридически значимый документ, обязательный при заключении договоров по отчуждению имущества, оформлении субсидий и социальных льгот.

Это способ быстро установить точное количество родственников, проживающих на одной жилой площади. Такая информация чаще всего запрашивается в государственных структурах различных уровней.

Устанавливая, где можно взять справку о составе семьи, следует ориентироваться на регион проживания и доступность услуги дистанционного заказа документов.

Куда обращаться за справкой?

Выдача справки о количестве зарегистрированных и проживающих лиц по определенному адресу проводится несколькими инстанциями:

  • Федеральной миграционной службой;
  • Компаниями, занимающимися обслуживанием домов;
  • Органами местного самоуправления;
  • Многофункциональными центрами.

Выдача документа относится к категории муниципальных услуг. Процесс регламентируется Гражданским, Налоговым кодексами, ФЗ «О персональных данных», «О порядке рассмотрения обращений граждан», « Об организации муниципальных и государственных услуг».

Чаще всего за услугой обращаются в орган местного самоуправления и сталкиваются с проблемой многочасового ожидания. Для жителей пригорода, небольших населенных пунктов оптимален вариант обращения в МФЦ.

Ни одна из перечисленных инстанций не имеет права отказать в предоставлении документа

Когда требуется справка?

Получение документа актуально, если физическое лицо намерено:

  • провести какую-либо операцию по отчуждению недвижимости (например, подарить квартиру или дом);
  • получить компенсацию за оплату дошкольного учреждения, которое посещает ребенок;
  • встать в очередь на квартиру;
  • оформить соглашение с коммунальными службами;
  • получить социальные выплаты или государственную помощь от государства.

Документ требуется во многих правоотношениях, в том числе в процессе судебного разбирательства при разводе, решении вопроса об опеке, разделе совместного имущества.

Какой алгоритм действий?

Процесс получения справки очень простой. Достаточно определиться, в какую инстанцию будет обращаться заявитель, уточнить у сотрудников перечень документов. Следующий шаг – собрать документы и подать их на рассмотрение вместе с заявлением. Обращение обрабатывается и выдается справка.

Важные особенности

Для выдачи справки используется форма 9. Применяется универсальный образец составления. Но в зависимости от субъекта выдачи и целей получения документ может незначительно отличаться.

По своей сути справка представляет собой выписку с указанием дополненной информации о родственных связях. Документ не рассчитан на уточнение полного состава семьи в общепринятом понимании и не содержит информацию о не прописанных по конкретному адресу членах семьи. Второе наименование справки – выписка из домовой книги.

Перечень документов для обращения:

  • заявление, составленное на специальном бланке;
  • паспорт или другой идентифицирующий личность документ;
  • подтверждение права собственности или владения на конкретное жилое помещение;
  • домовая книга или поквартирная карточка (по требованию сотрудника).

По общему правилу срок действия справки составляет один месяц. Некоторые инстанции принимают документ, датированный не позднее двухнедельного срока. Для заключения сделок купли-продажи нотариус может потребовать справку, выданную в этот же день или днем ранее.

Получить документ может только физическое лицо, прописанное по адресу. Допустимо представительство при наличии нотариально заверенной доверенности с указанием конкретного права получать справки от имени доверителя. Если прописаны в разных местах два заявителя (например, супруги), требуется получение двух справок по месту прописки каждого субъекта.

Форма №9

В каких случаях могут отказать?

Правомерные причины отказа заявителю в выдаче справки о составе семьи следующие:

Неполный перечень предоставленного пакета документов. Чаще всего при рассмотрении обращения специалисты сталкиваются с отсутствием правоустанавливающего документа или его части (выписки), документальных подтверждений права собственности и регистрации

Отсутствие права заявителя на получение справки. Это случается, когда физическое лицо не входит в перечень субъектов, имеющих право на оформление

Отказ обязательно сопровождается аргументированным документом, отражающим причины решения государственного органа. Неправомерность отказа служит основанием обжалования решения в суде.

На что обратить внимание в справке?

Для того, чтобЫ документ имел юридическую силу, необходимо учесть следующие пункты:

  1. Указание полного наименования органа, который подготовил и выдал справку.
  2. Правильность и полнота данных о субъекте, который запросил документ.
  3. Правильное наименование структуры, которая затребовала предоставление справки.
  4. Исчерпывающие данные о зарегистрированных по конкретному адресу людях, обязательное указание родственных связей.
  5. Указание даты выдачи.
  6. Использование мокрой печати и наличие подписи уполномоченного лица.

Отсутствие какого-либо из этих пунктов влечет недействительность документа. Поэтому рекомендуется проверить содержание при получении.

Частные случаи

Получение справок может быть связано с нестандартными ситуациями, которые обуславливают особенности процедуры.

Отсутствие прописки

Без прописки получить справку затруднительно. На практике часто встречаются ситуации, при которых семья проживает в одном месте, а ее члены зарегистрированы в другой жилплощади. В правовом поле существует два выхода:

  1. Получение временной прописки с привязкой к конкретной жилой площади. При этом физическим лицам не обязательно выписываться с прежнего адреса. Такой тип регистрации действителен в течение года и позволяет без затруднения получить справку о составе семьи.
  2. Смена прописки путем снятия с регистрационного учета по старому адресу и регистрации по месту фактического проживания. В этом случае процедура займет некоторое количество времени, что не всегда удобно.

Оформление алиментов, развод

Справка о составе семьи может потребоваться назначении алиментов в судебном порядке. Документ служит одним из доказательств фактического проживания ребенка на полном обеспечении матери (отца), а также проживания с ним на одной территории на постоянной основе. Заявитель может обратиться в любую компетентную инстанцию. Справка действительна в течение месяца. 

Подтверждение регистрации или отсутствие прописки по определенному адресу входит в обязательный перечень документов, при обращении в суд с иском о разводе. Процедура получения стандартная. Единственное отличие – сотрудник указывает на поле справки, что она выдана для предъявления в суд.

Отсутствие домовой книги

При обращении в многофункциональный центр или Госуслуги сотрудники обязательно требуют предъявление домовой книги. Выписка из нее служит основанием для подготовки документа.

Если домовая книга утеряна или сильно повреждена, альтернативным решением является обращение в ЖЭК по месту прописки с заявлением о выдаче поквартирной карточки, которая служит заменой.

Второй вариант – обращение за справкой в паспортный стол, где такие документы выдают без домовой книги.

Для военкомата

Справка о составе семьи требуется в военкомате, если призывник намерен получить отсрочку от срочной службы. Основанием служат веские объективные или субъективные обстоятельства, например появление на свет второго ребенка. Справка является юридическим доказательством того, что дети проживают с отцом на одной территории и находятся на его обеспечении как члены семьи.

Для учебных заведений

В детских садах и школах при оформлении ребенка могут потребовать справку с указанием регистрации. Это законное требование, объясняемое стремлением справедливого территориального распределения детей в дошкольные учебные заведения и школы по месту проживания и устранения проблемы дефицита мест.

Частный сектор

Процедура получения справки сопряжена с некоторыми трудностями, если заявитель проживает в частном доме. Применяется другой порядок.

В первую очередь необходимо установить, какой именно субъект выдает справки. В случае с частным сектором это муниципальный архив, паспортный стол или местная администрация.

В любом из этих органов физическое лицо получит консультацию, где именно оформляются справки по его адресу.

Дистанционное оформление

В 2018 году жители столицы и некоторых регионов Российской Федерации могут заказать справку через Интернет.

На официальном городском сайте Москвы доступна информация, как получить через Госуслуги справку о составе семьи и другие документы.

Справка, заказанная в электронной форме, соответствует выдвигаемым требованиям и содержит информацию о составе жильцов на одной жилплощади и степени их родства между собой.

Портал активно развивается и усовершенствуется. Достаточно зайти на страницу, оставить заявку путем заполнения простой формы и ожидать ответа. В кратчайшие сроки поступает информация, какой временной промежуток понадобится для оформления справки и какой требуется перечень документов. Направление необходимых копий также возможно через Интернет.

Прежде чем воспользоваться услугой, важно уточнить, действительно ли она доступна в конкретном регионе, или на сайте запущен только пробный проект.

Источник: https://semyahelp.ru/semejnoe-pravo/brak/kto-vydaet-spravku-o-sostave-semi-v-rossii

Вопрос

Кто должен выдавать справки о составе семьи

Уполномочены ли органы местного самоуправления выдавать гражданам справку о составе семьи?

Ответ

Справка о составе семьи упоминается в федеральном законодательстве, однако нормативными правовыми актами не определены ни ее форма, ни порядок выдачи, ни уполномоченные на выдачу органы (организации), должностные лица. Лишь в Федеральном законе от 24 июля 1998 г.

№ 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» прямо закреплено требование о наличии справки жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии органа местного самоуправления о составе семьи умершего застрахованного (п. 4 ст. 15).

На практике сведения о составе семьи приравниваются к данным о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, с указанием степени родства и, нередко, параметров жилого помещения (аналогом является выписка из домовой книги).

Поэтому традиционно такие справки выдавались по месту жительства органами (организациями), располагавшими соответствующими сведениями (жилищно-эксплуатационные организации, органы местного самоуправления, в последние годы также многофункциональные центры).

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г.

№ 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» различает лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации, и органы регистрационного учета. Перечень лиц, ответственных за регистрацию, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» и включает, в частности, должностных лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда; собственников, самостоятельно осуществляющих управление своими помещениями, или уполномоченных лиц товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственных за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.

Органы местного самоуправления в настоящее время не относятся ни к органам регистрационного учета, ни к органам, ответственным за регистрацию граждан, и не осуществляют функции по регистрационному учету граждан. Вместе с тем законодательством предусмотрены иные источники поступления информации о регистрации граждан по месту пребывания и жительства в органы местного самоуправления.

Законом Российской Федерации № 5242-1 предусмотрено, что информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти и органам местного самоуправления в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 3).

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 12 июня 2002 г.

№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» органы, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, не реже чем один раз в месяц представляют сведения о фактах выдачи и замены паспорта гражданина Российской Федерации, регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства (в отношении вынужденных переселенцев – по месту пребывания) граждан Российской Федерации, выдачи паспорта гражданина Российской Федерации в нарушение установленного порядка с указанием следующих персональных данных гражданина: фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения, пола, гражданства, адреса места жительства (в отношении вынужденных переселенцев – места пребывания), вида документа, удостоверяющего личность, серии и номера этого документа, наименования или кода органа, выдавшего документ, дата выдачи документа – главе местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения по месту своего нахождения.

Кроме того, необходимая для составления справки о составе семьи информация может быть получена как в порядке межведомственного взаимодействия с органами регистрационного учета, так и непосредственно от граждан.

В частности, установление факта регистрации по месту жительства возможно на основании домовых книг, хранящихся у собственников соответствующих жилых домов, на основании отметок в паспортах и справок о регистрации по месту временного пребывания, выдаваемых зарегистрированным гражданам.

Родственные отношения могут устанавливаться на основании документов, удостоверяющих личность, документов о записях актов гражданского состояния (свидетельств о браке, рождении и т.п.), судебных решений, предъявляемых гражданами, и т.д.

На основании изложенного полагаем, что в настоящее время органы местного самоуправления не обязаны выдавать справки о составе семьи, однако они вправе это делать при наличии у них необходимой информации.

Источник: http://komitet4.km.duma.gov.ru/Voprosy-i-otvety/Federalnyj-zakon-ot-6-oktyabrya-2003-god/Vopros/Voprosy-mestnogo-znacheniya-stati-14-16-/item/16596076/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.